10 шагов к пониманию дэвида линча

Фильмы

Первый кинематографический опыт Дэвид приобрел в академии. В 1967 году он снял мультфильм «6 блюющих фигур» – он длился всего 1 минуту. В том же году был еще один эксперимент – авангардный фильм «Алфавит».

Работать над первой полнометражной картиной Линч начал в 1972 году. Это был проект «Голова-Ластик». Съемки продолжались 5 лет, но после премьеры Дэвид Линч стал культовым режиссером. Его заметил и предложил сотрудничество Мел Брукс. В 1980 году на студии Брукса вышел фильм «Человек-Слон», который был номинирован на «Оскар», получил Гран-при на фестивале фантастических фильмов.

В 1984 году на экраны вышел фильм «Дюна», экранизация одноименного романа Фрэнка Герберта. Несмотря на знаменитый источник и обилие звезд в актерском составе, картина провалилась в прокате. Сам Линч объяснил провал тем, что финальная версия картины была подготовлена без его участия.

https://youtube.com/watch?v=mZEsFiHXLk4

В 1986 году вышло новое творение режиссера – детективный триллер «Синий бархат». Фильм о таинственном расследовании в маленьком городке собрал ряд престижных премий, но следующая картина Линча затмила успех этого фильма.

Режиссерским триумфом для Дэвида Линча стал детективно-мистический сериал «Твин Пикс», который вышел в 1990 году. Сериал рассказывает о расследовании шокирующего убийства старшеклассницы, которое постепенно обрастает подробностями, указывающими на вмешательство в дело потусторонних сил. После двух сезонов незавершенный серил был оставлен более чем на 25 лет. Этот факт придал «Твин Пиксу» еще большую популярность, а незавершенный сюжет оброс невероятным количеством теорий, объясняющих происходящее в картине.

https://youtube.com/watch?v=oAwhKitMHbc

В том же году его драма «Дикие сердцем» получила главный приз Каннского кинофестиваля. В 1994 году зрители увидели самый таинственный фильм Линча — «Шоссе в никуда». Сложный сюжет, идеальный монтаж, мистическая музыка – все элементы действовали на зрителей магически.

После проекта «Шоссе в никуда» Линч снял «Простую историю», в которой нет мистики, сюжет прост и в чем-то наивен. Это история о пожилом человеке, который отправляется за тысячи километров к своему брату на маленькой газонокосилке. Этой работой режиссер доказал, что ему по силам не только сюрреалистические проекты. Увы, общество прохладно восприняло его эксперимент – от мастера ожидали другого.

Вскоре Дэвид Линч вернулся к любимому стилю. В 2000 году вышел «Малхолланд-драйв». Этот фильм получил два приза за режиссуру – в Торонто и Каннах. Первоначально фильм был снят как пилотная серия нового сериала, но материал оказался забракован. Линч доснял недостающие части и выпустил «Малхолланд-драйв» как полноценный полнометражный фильм, который с теплотой приняли поклонники.

Фильм рассказывает о молодой актрисе, которая стала подругой случайно встреченной девушке, потерявшей память. Главные роли в картине исполнили Наоми Уоттс, Лаура Хэрринг и Джастин Теру.

Дэвид Линч

Осенью 2006 года на Венецианском фестивале прошла премьера картины «Внутренняя империя» – это последний полнометражный проект Линча. Фильм рассказывает о попавшей в беду девушке, при этом картина наполнена перемещениями во времени, запутанными хронологическими переходами, альтернативными версиями событий и знаменитым сюрреализмом Линча. Режиссер получил за этот проект «Золотого льва».

Альбомы

Студийные альбомы

Список сольных студийных альбомов с указанием пиковых позиций в чартах
Заголовок Подробности Пиковые позиции в чарте
Тепло США Американская инди БЫТЬ CH DE FR JP Британская инди
BlueBOB
(с Джоном Неффом)
  • Релиз: 10 декабря 2001 г.  (США)
  • Ярлыки:
    • Абсурда
    • Душевность (1202)
  • Формат: CD
Время сумасшедшего клоуна
  • Дата выпуска: 7 ноября 2011 г.  (США)
  • Ярлыки:
    • ПИАС Америка (50)
    • Воскресенье Бест (46)
  • Форматы:
    • 2 × LP
    • CD
    • DD
3 50 68 96 96 89 12
Большая мечта
  • Дата выпуска: 16 июля 2013 г.  (США)
  • Ярлыки:
    • Священные кости (109)
    • Воскресенье Бест (61)
    • ИНГРИД (020)
  • Форматы:
    • 2 × LP
    • CD
    • DD
5 40 75 87 61 91 104 20
«-» обозначает выпуск, который не попал в чарты.

Совместные альбомы

Список совместных студийных альбомов с другими известными исполнителями
Заголовок Подробности
Люкс Вивенс
(с Джоселин Монтгомери )
  • Релиз: 25 августа 1998 г.  (США)
  • Ярлыки:
    • Мамонт (183)
    • Полиграмм (559 270)
  • Формат:
    • CD
    • DD
Польская ночная музыка
(с Мареком Зебровски)
  • Год выпуска: 2007  (США)
  • Ярлыки:
    • Музыкальная компания Дэвида Линча (005)
    • Священные кости (3018)
    • Воскресенье Бест (72)
  • Форматы:
    • 2 × LP
    • CD
    • DD
Мысленная банда
(с Анджело Бадаламенти )
  • Дата выпуска: 2 ноября 2018 г.  (США)
  • Ярлыки:
  • Формат:
    • CD
    • DD

Альбомы саундтреков

Список альбомов саундтреков с другими исполнителями
Заголовок Подробности

(с Аланом Р. Сплетом )

  • Год выпуска: 1982  (США)
  • Ярлыки:
    • Отчет IRS (70027)
    • Альтернативные щупальца (30)
    • Абсурда (109)
    • Священные кости (3008)
  • Форматы:
    • CS
    • DD
    • LP

(с Анджело Бадаламенти )

  • Дата выхода: 9 октября 2001 г.  (США)
  • Ярлыки: Милан (74321)
  • Форматы:
    • 2 × LP
    • CD
    • DD
Воздух горит
  • Релиз: 15 марта 2007 г.  (США)
  • Ярлыки:
    • Музыка странного мира (001)
    • Священные кости (3015)
  • Форматы:
    • CD
    • DD
    • LP
  • Дата выпуска: 11 сентября 2007 г.  (США)
  • Лейблы: David Lynch Music Company (002)
  • Форматы:
    • CD
    • DD
Музыка Твин Пикс: Музыка второго сезона и многое другое
(с Анджело Бадаламенти)
  • Релиз: 23 октября 2007 г.  (США)
  • Лейблы: David Lynch Music Company (003)
  • Форматы:
    • CD
    • DD

(с Анджело Бадаламенти)

  • Дата выпуска: 11 марта 2011 г. — 15 июля 2012 г.  (США)
  • Лейблы: David Lynch Music Company
  • Формат: DD

Разговорные альбомы

Список устных альбомов и аудиокниг
Заголовок Подробности
Ловля крупной рыбы: медитация, сознание и творчество
  • Релиз: 28 декабря 2006 г.  (США)
  • Ярлыки: Penguin (9780143142072)
  • Форматы:
    • CD
    • DD
Брак изображения и звука
  • Дата выпуска: апрель 2012 г.  (Германия)
  • Ярлыки: Brigade Commerz
  • Форматы: CD

Изучить биографию режиссера

«Мое детство было прекрасным. Не ищите объяснения ужасам фильмов на поверхности, они приходят из невидимого, из сути вещей. Я не знаю, откуда», — говорил когда-то Линч. Однако многие фантазмы его картин («девушки и смерть», «гости из другого мира», «города снов») имеют реальную подоплеку. В Филадельфии он вместе с первой женой Пегги Ленц снимал квартиру в самом дешевом районе — с моргом напротив окна, с небом, которое время от времени заволакивал дым из трубы крематория. Квартира пропиталась приторным запахом тления. Растянутые во дворе прозекторской мешки для трупов напоминали улыбку. Новорожденная дочь Дженнифер появилась на свет с деформированными ногами (став взрослой, Дженни поставит фильм «Элена в ящике», где героиня Шерилин Фенн лишится ног вообще). Привязанность к первенцу, вкупе с отвращением к его непрекращающемуся ору превратятся несколько лет спустя в «Голову-ластик», герою которого (его играет Джек Нэнс) Линч придаст портретное сходство с самим собой.

Короткометражные фильмы

Год Заголовок Директор Писатель Режиссер Актер Примечания Ссылка (ы)
1967 Шесть мужчин заболели (шесть раз) да да да Нет Также аниматор
1968 г. Нелепая встреча со страхом да да Нет Нет
Фиктивная реклама Anacin да да Нет Нет
Парусный спорт с Бушнеллом Килером да да да да
да да Нет Нет Также редактор, оператор, аниматор и звукорежиссер.
Ранние эксперименты да да да да 16мм, из набора DVD Lime Green
1970 г. да да да Нет Также оператор, аниматор и звуковые эффекты
1974 г. да Нет Нет да Роль: Беспомощная и напуганная медсестра.
1988 г. да да Нет Нет
1995 г. Предчувствие злого дела да Нет Нет Нет
2001 г. Пьер и Сонни Джим да да да да Для davidlynch.com
Голова с молотком да да да Нет Для davidlynch.com
Мертвая мышь с муравьями да да да Нет Для davidlynch.com
Бал пчел да да да Нет Для davidlynch.com aka Bees # 1
Паровая Сеть да да да Нет Для davidlynch.com aka Factory Mask
2002 г. Темная комната да да да Нет Также аниматор
да да да Нет Для davidlynch.com
да да да да Для davidlynch.com
Лаура Палмер да да да Нет Для davidlynch.com
да да да Нет Для davidlynch.com
2004 г. Яйцо Боба да да да да Для davidlynch.com
2005 г. Сцена из проекта Дэвида Линча DV да да да Нет Для рекламного фильма Avid
2007 г. Абсурда да да Нет Нет
Лодка да Нет Нет Нет Также редактор
Сканирование ошибок да Нет Нет Нет
Напольная лампа да Нет Нет да Роль: Сам
Индустриальный саундскейп да Нет Нет Нет
Интервалометрические эксперименты да Нет Нет Нет
Больше того, что случилось да да Нет Нет Также редактор
Балерина да Нет Нет Нет
Цвет морской волны да да да да
Дэвид Линч готовит киноа да да да да
2009 г. Душевный детектив Нет Нет Нет да Роль: Детектив
2010 г. Мечта # 7 да Нет Нет Нет
Леди Блю Шанхай да да Нет Нет Также редактор и композитор
2011 г. 3 рупий да да Нет Нет Также редактор и оператор
2012 г. Фильм памяти да да да да Для марафона памяти Serpentine Gallery
2013 Idem Paris да Нет Нет Нет
2015 г. Огонь (Pożar) да да да Нет
2017 г. Что сделал Джек? да да Нет да Также роль редактора : Детектив
Нет Нет Нет да Роль: Человек в черном
2018 г. Голова муравья да да да Нет
2018 г. Это видео Дэвида Линча не то, чем кажется да да да да Для Omaze
2020 г. История маленькой ошибки да да да да Роль: Рассказчик в начале Также редактор
Приключения Алана Р. да да да да

К 70-летию великого режиссёра

За 39 лет в полнометражном кино Дэвид Линч снял всего 10 фильмов, но его имя уже давно вписано в историю. Сюрреалистическое, энигматичное настроение картин Линча безошибочно узнаваемо, но при этом он снимал очень разные фильмы. Как всегда бывает при авторской неоднозначности, у зрителей не появился единоличный фаворит среди работ Линча. Каждый любит его за разные заслуги и спор может длиться вечно — мы же выбрали те картины, по которым можно судить о многоликости режиссёра.

Лучшие фильмы Дэвида Линча

«ГОЛОВА-ЛАСТИК» (1977)

Уже дебютный полный метр Линча производит тот же эффект, что и другие его шедевры: зритель недоумевает, что вообще творится на экране, но всё равно полностью очаровывается происходящим. Гипнотическое воздействие усиливается причудливым сюжетом (хотя пересказ едва ли что отражает): у молодой семьи, живущей в мрачном промышленном городке, вместо ребёнка рождается невиданный мутант, который, однако, во многом напоминает обычного младенца. Визуальные эффекты картины поразили аудиторию, включая Стэнли Кубрика: никто не мог понять, как Линч добился такой естественности при ограниченных технических возможностях. Однако режиссёр до сих пор не хочет раскрывать карты: он уверен, что кино только теряет при попытке его разъяснять и раскладывать на элементы. Трейлер фильма «Голова-ластик»

«СИНИЙ БАРХАТ» (1986)

Вся суть кинематографа Линча чётко отражена в одной из первых сцен «Синего бархата»: зритель видит ослепительно зелёную лужайку и радужный антураж, но, как только камера вглядывается в детали, обнаруживается, что в траве кишат жуткие насекомые. Так и весь «Синий бархат» — фильм о том, что находится по ту сторону видимой реальности. Если присмотреться, увидишь, как орудуют силы зла: а чтобы не попасться, лучше подсматривать, как и делал герой фильма в одной из самых знаменитых сцен, спрятавшись в шкафу в чужой квартире. Трейлер «Синего бархата»

«ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ» (1999)

Пожалуй, «Простая история» — последний фильм, который стоило бы ждать от Дэвида Линча, судя по его предыдущим заслугам. Под стать названию, история проще некуда: пожилой Элвин Стрейт узнаёт о том, что у его старшего брата случился сердечный приступ, и решает его навестить. Так как у него нет водительских прав, Элвин покупает газонокосилку и на ней проезжает сотни километров. По пути не происходит ничего потрясающего и тем более сюрреалистического. Некоторые поклонники Линча и в «Простой истории» усматривают скрытый мистический подтекст, который ставит фильм в ряд с его другими работами, однако, вероятно, это просто следствие того, что Линчу снова удалось всех удивить — на этот раз линейностью и мудрым аскетизмом. Трейлер «Простой истории»

«МАЛХОЛЛАНД ДРАЙВ» (2001)

Спустя два года Линч снова всех поразил: «Простая история» и «Малхолланд Драйв» фильмы разные настолько, насколько это возможно. В «Малхолланд Драйв» всё не то, чем кажется, но до конца зритель так и не поймёт, что реально, а что — нет. Причина проста: в картинах Линча нет старомодного деления на вымысел и реальность. Для проформы можно сказать, что в фильме молодая актриса (Наоми Уоттс) приезжать покорять Голливуд, но вместо этого оказывается в эпицентре мистических интриг. Впрочем, возможно, никаких интриг и нет, а это всего лишь сон или видение. Но это звучит слишком однобоко — вопрос остаётся открытым. Трейлер «Малхолланд Драйв»

«ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ» (2006)

Дэвид Линч в интервью не устаёт повторять: не нужно углубляться в немыслимые теории, пытаясь понять, что же на самом деле творится в его картинах. Нет никакого «на самом деле». Есть только конкретный зритель, который видит фильм по-своему и может оценить его с собственной, уникальной точки зрения. Это стоит помнить перед просмотром «Внутренней империи», которая по энигматичности легко превосходит даже «Малхолланд Драйв». По сюжету, съёмочная группа приступает к работе над очередным американским фильмом. Актрису, которая играет главную роль, сразу начинает беспокоить тёмное прошлое сценария и то, как он незаметно вторгается в её жизнь. Большего знать нет смысла — «Внутреннюю империю» смотрят не ради сюжета. На сегодня это последний полный метр Линча. Трейлер «Внутренней империи»

Простая история,
Голова-ластик,
Внутренняя империя,
Малхолланд Драйв,
Синий бархат

Новинка

Травматический опыт и медитации

Во время жизни в Филадельфии Дэвид Линч в очередной раз в жизни столкнулся со странной ситуацией. Неподалеку от него жила сумасшедшая, и однажды он стал свидетелем того, как она выбежала во двор на четвереньках, кудахча и крича «Я — цыпленок, я — цыпленок!». В другой раз она же подошла к Линчу, в исступлении щипая свою грудь со словами: «Мои соски горят!». Она явно хотела, чтобы Дэвид помог ей справиться с этим, но после такого опыта помощь потребовалась уже ему.

Другой травматический опыт непосредственно привел к созданию «Твин Пикс». Дэвид, по обыкновению, пил невероятно сладкий кофе в небольшом кафе. В тот момент, когда Линч наблюдал за улицей из окна, автомобиль насмерть сбил мотоциклиста. Приехавшие на место полицейские упаковали труп в полиэтиленовый мешок, совсем как Лору Палмер. Зрелище смерти стало мощным толчком для его фантазии и запустило череду фантастических образов, которые сложились в то, что мы теперь знаем как «Твин Пикс».

Точно так же опыт отцовства, ставший для Дэвида болезненным, породил «Голову-ластик». Линч, со свойственным ему взглядом на жизнь, испытал серьезное потрясение от осознания того, что некая часть него стала отдельным, чужеродным, но при этом вызывающим тревожную нежность объектом, который требует ответственности и способен умереть в любой момент.

Но главное достоинство режиссера в том, что он способен чрезвычайно убедительно передавать этот травматический опыт на экране, будь то рождение уродца, как в «Голове-ластике», или появление обнаженной и безумной женщины с окровавленным лицом, как в «Синем бархате». На первом показе «Ластика» потенциальный инвестор настолько проникся атмосферой фильма, что в первобытном ужасе, хватаясь за голову, сбежал с сеанса на середине фильма, оставив производство без финансирования.

Но травматического опыта даже вместе с безусловным талантом не хватило бы для того, чтобы Линч стал тем самым совершенно уникальным и ни на кого не похожим режиссером. Кроме этого в его работе есть еще два элемента: невероятная и даже болезненная чувствительность и медитации, которые одновременно и подстегивают, и позволяют контролировать ее.

Среди фанатов Линча принято говорить о том, что тот никогда не употреблял наркотики и даже не пьет и не курит с 1978 года. На самом деле, это не так. К 70 годам он снова взялся за никотин и теперь смолит сигареты одну за другой, а в молодости он активно употреблял марихуану. Однако вскоре ему пришлось завязать с ней, поскольку он оказался слишком чувствительным для стороннего психоактивного влияния. Его и трезвым слишком легко уносило во тьму подсознания или мрачный мир восхитительно жутких фантазий. С каннабисом эта особенность лишь чрезмерно усугублялась.

Поэтому для Линча открытие трансцендентной медитации стало крайне важным моментом биографии. Сейчас он пропагандирует ее с помощью своего фонда и даже сумел ввести курсы медитации во многих школах Америки. Тем, кто знает Линча только по фильмам, всегда кажется крайне удивительным, что сам он работает только в состоянии полнейшего умиротворения и даже эйфории. Дэвид, какими бы мрачными, болезненными и жуткими ни казались его миры, творит только будучи счастливым и считает, что это — ключ к его успеху.

Изабелла Росселини — дочь Ингрид Бергман и режиссера Роберто Росселини, с которой у Линча был роман.

В своей книге «Поймать большую рыбу» Линч пишет о своей концепции творчества. Идеи, по его мнению, — это своеобразные существа, живущие в глубинах нашего сознания, и выловить их не так-то просто. Причем, чем ценнее и крупнее идея, тем глубже придется за ней нырнуть и дольше повозиться, чтобы вытащить ее наружу. Расстроенный и безрадостный человек, сконцентрированный на своих несчастьях, не сможет сделать такое по определению — «рыба» будет срываться с крючка и уходить все глубже. В этом смысле сам Линч — азартный игрок, и это еще один ключ к понимаю его работы.

Слушать музыку

Саундтреки к фильмам Линча — самостоятельные произведения искусства. Речь не только об оригинальной музыке Анджело Бадаламенти (он сотрудничал с Линчем с «Синего бархата» 1986-го до «Малхоллланд Драйв» 2001-го), но и об авторских линчесвских компиляциях готовых песен. Меломанский разброс максимально велик, от сладчайших ретро-шлягеров до разрывающего барабанные перепонки индастриала. Очевидно, что I’m Deranged Дэвида Боуи и Брайана Ино помогает проникнуть в суть «Шоссе в никуда» лучше любых аналитических текстов. Полезно послушать и музыку самого Линча — кроме многочисленных коллабораций с другими артистами, он выпустил два полноценных студийных сольника, Crazy Clown Time (2011) и The Big Dream (2013).

6 МЕСТО: «Простая история» (1999)

Самый человечный фильм Линча, «Простая история», тесно связан с реальной историей, которая стоит за фильмом. Сюжет рассказывает о 73-летнем Элвине Стрейте, великолепно сыгранным Ричардом Фарнсуортом, который отправляется в двухсоткилометровое путешествие по Айове и Висконсину на своей газонокосилке, чтобы навестить брата, перенесшего инсульт. Фарнсуорт, который боролся во время съемок с раком костей и параличом, делает борьбу и путешествие своего персонажа почти подвигом. По пути его герой встречает множество персонажей, делясь мудростью с теми, кто в ней нуждается.

Широкие и открытые пространства фильма вызывают при просмотре сострадательные чувства. Везде есть признаки дикой природы, укрощённой человечеством. Самый обнадеживающий из фильмов Линча, «Простая история» рассказана с вежливостью и уважением. В сочетании с великолепным саундтреком Анджело Бадаламенти, фильм создает мощный заряд надежды, который усиливается трагичностью жизни. Помимо двух братьев, которые не общались десять лет, в фильме есть тяжелые воспоминания главного героя о Второй мировой войне и грустная история дочери Розы. Каждый трагичный эпизод фильма сделан так тонко, что при просмотре несложно разрыдаться. 

«Простая история» — красивый и хорошо сделанный фильм, в котором Линч доказывает, что способен не только к экспериментальному кино, но и может сделать нехитрый сюжет мощным, трогательным и по-простому притягательным. 

Избегать шаблонов

«Твин Пикс» подарил миру фразу «Совы не то, чем они кажутся». На первый взгляд абсурдное заявление нелепого Великана стало крылатой фразой — ключом к окружающему нас миру, постоянно подкидывающему головоломки и никогда не оправдывающему ожиданий. Не надо строить схемы заранее — всё, что произойдет на самом деле, окажется даже интереснее, чем можно было предположить. Поэтому Линч любит снимать пилоты для телевидения: «Пилотный выпуск сериала заканчивается открытым финалом. Это очень красиво — как тело без головы». Кстати, глубокое заблуждение считать Линча исключительно певцом зла. Каким потрясением на грани с разочарованием для многих стала его «Простая история» (1999), одиссея фермера, ради встречи с братом проезжающего через несколько штатов на газонокосилке — всё потому, что в этом фильме хорошее соперничало с лучшим, и мир состоял исключительно из добрых людей. Но — чего не сумели заметить противники фильма — оставался всё таким же диковинным и непредсказуемым. Да и свет с тьмой невозможны друг без друга, и внеэкранное продолжение «Простой истории» — лишнее тому подтверждение. 80-летний актер Ричард Фарнсуорт, номинированный за роль у Линча на премию «Оскар», застрелился через год после премьеры фильма: долгие годы Фарнсуорт страдал раковым заболеванием. Боль, которую он мужественно переносил во время съемок «Простой истории», стала нестерпимой.

Трансцендентность и триггеры Линча

Чтобы по-настоящему проникнуться атмосферой линчевских фильмов, нужно понять, в чем его главная сила, и где ее источник. Это трансцендентность, редкое свойство, умение выходить за рамки и сталкиваться с тем, что в принципе недоступно познанию с помощью опыта. Звучит туманно и где-то банально, но у Линча есть довольно стройная система и полувековой опыт в этих погружениях. Он практикует трансцендентную медитацию, хотя дело не совсем в ней: она просто позволила ему обуздать довольно болезненную врожденную особенность — талант-проклятие мгновенно оказываться по ту сторону. Любая деталь внешнего мира может сработать как триггер: муравьи, ползущие по коре дерева, сгнивший фрукт, отцовство или нагая избитая женщина, идущая мимо лужайки семейства Линчей.

Верить в потустороннее

Упертым рационалистам к Линчу сложно привыкнуть. Можно, конечно, трактовать его работы с психоаналитических позиций — это, безусловно, работает, но и серьезно обедняет. В детстве Линч дружил с индейцем, который однажды показал ему звериную нору и заявил, что это — вход в другой мир. С тех пор Линч старательно воспринимает потусторонние сигналы, переводя их на более-менее доступный язык визуальных образов. Самый простой пример — отрезанное ухо в «Синем бархате», туннель из уютного пригорода в садо-мазохистскую чертовщину. «По дороге домой я думал об ухе посреди поля, — рассказывал Линч. — Почему ухо, а не палец, например? Потому что ухо — открыто, широко, приглашает в него заглянуть и ведет в глубину».

Линч — вовсе не тот, кем кажется

Разумеется, мы не препарировали творчество Линча (это было бы до смешного самонадеянное заявление). Но, взглянув на него внимательнее, удалось выяснить, как именно он работает и как выуживает свои идеи на гигантской глубине, недоступной обычным людям. На первый взгляд Дэвид выглядит как депрессивный сумасброд и психопат, который вываливает на зрителя всех своих внутренних демонов. Его внутренний мир ужасен, творчество болезненно, а сам он — полоумный старик из Монтаны, который потерял связь с реальностью еще ребенком, увидев нагую сумасшедшую и самоубийство соседа.

Дэвид Линч с дочерью

В действительности это вовсе не так. Дэвид Линч работает в исключительно умиротворенном состоянии. Он словно алхимик, который нашел секрет превращения травматического опыта в золотые слитки гениальных прозрений и образов. Кроме того, как и полагается рыбаку, Линч — азартный игрок, и, к тому же, у него все в порядке с чувством юмора. Просто оно него у него своеобразное.

Кстати, третий сезон «Твин Пикс» — это третья после «Головы-ластика» и «Внутренней империи» работа Линча, где он абсолютно не стеснен рамками, которые задают продюсеры и студия. В отличие от предыдущих сезонов, именно этот создается таким, каким хочет Дэвид и никто иной. Возможно, поэтому у многих фанатов он вызывает такое недоумение, ведь это — совершенно иное произведение, пересекающееся со старым лишь общей историей.

3 МЕСТО: «Малхолланд-драйв» (2001)

В 2001 году Линч выпустил «Малхолланд-драйв» — мрачную и загадочную историю про Голливуд над которой работал с начала 90-х годов. Первоначально фильм задумывался как ответвление от «Твин Пикса», но после того, как спин-офф сериала Линчу снимать не дали, режиссер принялся переделывать сценарий в полнометражный фильм. 

«Малхолланд-драйв» — кино, которое играет со зрительским ожиданием, спекулируя на условностях и стереотипах. Хороший пример такой игры — история Бетти (Наоми Уоттс) в сценах кастинга. Нас как будто готовят к определенному развитию событий, и мы уже ждем типичную развязку. Обычная история молодой актрисы, которая пытается добиться успеха в большом кино, разворачивается совершенно непредсказуемым образом. Бетти превращается в соблазнительную роковую женщину, становясь на съемочной площадке голливудской дивой. Тот же трюк Линч проделывает в сцене в кинотеатре «Силенсио».

Успех «Малхолланд-драйва» в том, что он не рассыпается в деконструируемой структуре, а наоборот придерживается строгой повествовательной схемы. Сила многих сцен фильма строится на противопоставлении: эпизод с посетителем в закусочной «Winkies» по-настоящему жуткий, а сцена с убийцей и пылесосом очень смешная, в духе криминальных комедий Тарантино. 

Темаматически и отчасти структурой повествования «Малхолланд-драйв» похож на «Внутреннюю империю», но его особенность в том, что сюжет фильма всегда перед глазами, причинно-следственные связи существуют и работают

Линч играет со зрительским ожиданием и вниманием, как будто история – это загадка, ответ к которой неизвестен до самого конца

Лучшие фильмы Дэвида Линча

Первый фильм, в котором Дэвид Линч стал режиссером — Бабушка 1970 года. Всего он снял более 29 фильмов, сыграл более 1 главных ролей.Средний рейтинг кинокартин режиссера: 7.2/10. Его лучшие работы:

Человек-слон (1980)

 8.1

The Elephant Man
Драма, Биография
США, Великобритания

124 мин.

Джон Меррик (чье настоящее имя было Иосиф, так как фильм основан на реальных событиях) — интеллектуальный и дружелюбный человек. Однако, он ненавидит его викторианскую эпоху английского общества, потому что его тело сильно деформировалось из-за редкой болезни. После того, как он был выкуплен врачом, хирург Тривес обнаруживает в Джоне интеллектуально развитого и духовного …

 Трейлер

 Фильм

режиссер сценарист

Награды Оскар: номинаций 2   Золотой глобус: номинаций 1   BAFTA: номинаций 2   Всего: побед 3, номинаций 7

Малхолланд Драйв (2001)

 7.9

Mulholland Drive
Триллер, Детектив, Драма
Франция, США

147 мин.

Неизвестная и таинственная девушка, проезжавшая в лимузине по шоссе Малхолланд, подвергается попытке убийства в результате столкновения с другими машинами. Девушка смогла выжить, но в результате испытанного шока потеряла память.
Пытаясь начать новую жизнь, она выбирает себе имя Рита и отправляется в Лос-Анджелес, где знакомится с Бэтти.
Тайны прошлого, включая страшную аварию, преследуют её, и Рита со своей новой подругой пытаются разобраться в ситуации, которая так полна …

 Трейлер

 Фильм

режиссер сценарист

Награды Оскар: номинаций 1   Золотой глобус: номинаций 2   Каннский кинофестиваль: номинаций 1   Всего: побед 16, номинаций 21

Синий бархат (1986)

 7.7

Blue Velvet
Триллер, Детектив, Драма
США

120 мин.

После звонка из больницы Джеффри Бомон взял академ в столичном институте и вернулся в родной город, чтобы присмотреть за заболевшим отцом. В первый же день недалеко от дома Джеффри видит человеческое ухо. Не самая приятная находка, которую парень поспешил сдать в полицейский участок.
К удивлению Джеффри, полиция не спешила открывать новое дело и искать преступника. Тогда парень заручился поддержкой дочери местного полицейского и начал собственное расследование. Следы ведут к загадочной невесте …

 Трейлер

 Фильм

режиссер сценарист

Награды Оскар: номинаций 1   Золотой глобус: номинаций 1   Всего: побед 6, номинаций 7

Твин Пикс: Сквозь огонь (1992)

 7.3

Twin Peaks: Fire Walk with Me
Триллер, Детектив, Ужас, Драма
Франция, США

134 мин.

На первый взгляд небольшой городок Твин Пикс, расположенный в штате Вашингтон у границы с Канадой, кажется милым и умиротворенным местом. Однако за красивыми домами, живописными улочками и приветливыми местными жителями скрываются пугающие тайны.
Однажды в Твин Пикс происходит убийство девушки Терезы Бэнкс. За расследование дела берется агент ФБР Честер Десмонд: он обнаруживает на месте преступления несколько странных предметов, после чего при загадочных обстоятельствах исчезает.
На поиски …

 Трейлер

 Фильм

Роль второго плана

Гордон Коул

режиссер актер продюсер сценарист

Награды Каннский кинофестиваль: номинаций 1   Всего: номинаций 2

Ничего не бояться

Определенная бытовая смелость нужна при встрече с линчевскими чудаками и монстрами. В черно-белом полнометражном дебюте «Голова-ластик» (1977) пара гротескных любовников производит на свет шестимесячного мутанта — буквально схожую с головастиком неведому зверушку. Протагонист «Человека-слона» (1980) — реальный персонаж Джозеф Меррик (1862−1890), описанный современниками как «самый отвратительный представитель человеческого рода». В «Синем бархате» (1986) и «Диком сердцем» (1990) герои попадают практически в сказочное зазеркалье, населенное опасными психопатами — чего стоит один только маньяк Фрэнк Бут, садист и кислородный наркоман. Жанр «Шоссе в никуда» (1996) и «Малхолланд Драйв» (2001) легко определить как «сюрреалистический триллер» — тоже зрелище не для слабонервных. Но за линчевскими безобразиями прячутся вечные ценности и красота. «Я взялся за историю Человека-слона, — объяснял режиссер, — потому что он, будучи монстром снаружи, внутри оставался нормальным, более того, прекрасным человеком, в которого легко можно влюбиться. Меня привлекают искаженные человеческие состояния. Всматриваясь в них, можно увидеть истину». Линч в чём-то похож на героя «Твин Пикс», агента ФБР Дэйла Купера, выцарапывающего улики из-под ногтей мертвой Лоры Палмер. Он также, не щадя чувствительного зрителя, препарирует реальность, уверенный в том, что «каждый человек — детектив, желающий знать, что происходит». А все границы, разделяющие вещи на уродливые и прекрасные, вкус — на плохой и хороший, изображение физиологии — на допустимое и нет, существуют только в нашей голове. Не нужно бояться нарушить их.

Идиллия и травматический опыт

Дэвид Линч родился в эталонной семье среднего класса в штате Монтана. Его отец был из фермерского рода, но сумел стать научным работником, а мать преподавала английский. Оба были религиозными, но без фанатизма, пресвитерианами и на памяти Дэвида ни разу за всю свою жизнь не поссорились. Детство обещало быть безоблачным и счастливым — родители делали все, чтобы трое их детей жили в маленьком раю их семейного уюта. Но идиллия, за которой кроется мир непознаваемого потустороннего ужаса, — не зря одна из главных тем его творчества.

Однажды, когда маленький Линч гулял с друзьями и младшим братом около дома, они увидели странное зрелище, кошмар, как-то сумевший пробиться в реальность благополучного городка. Абсолютно нагая женщина с белоснежной кожей шла по лужайке прямо навстречу детям. Она явно была невменяема, весь рот ее был в крови, и эта картина оказалась для Дэвида невероятно травмирующей.

Такой эта картина осталась в подсознании Линча

Семья постоянно переезжала — отец часто получал направление на новое место работы, и Линчи кочевали по крохотным американским городкам. Так что он с детства проникся атмосферой того, что потом пробудит в его воображении мир «Твин Пикс». Чем идилличнее и живописнее городишко, в котором все знают друг друга с детства, тем ближе к этому месту будут обитать лавкрафтовские «Глубоководные» или твари похуже — вроде Боба, за которым охотился агент Купер.

Словно случая с обнаженной женщиной было недостаточно, маленькому Дэвиду было уготовано еще одно потрясение, еще один травматический опыт, который был связан именно с переездом. За день до того как отправиться из одного провинциального городка в другой, Линчи в последний раз собрались с соседями и друзьями, пришло много гостей. Семейство Смитов, живших в ближайшем доме, тоже пришло попрощаться. Мистер Смит сделал это слишком своеобразным образом: он вышел во двор, где столпилась половина района, и прострелил себе голову.

Самоубийство Смита на картине «Дерево и Дом»

Как и в случае с обнаженной окровавленной дамой, Линч написал об этом картину. Взглянув на нее, можно заглянуть в мир мальчугана, до безумия напуганного этими событиями.

4 МЕСТО: «Человек-слон» (1980)

«Человек-слон» — главный фильм Дэвида Линча, посвященный красоте. Сюжет рассказывает о молодом хирурге Фредерике Тривзе (Энтони Хопкинс), который находит Человека-слона (Джон Херт), с которым жестоко обращаются в лондонском цирке уродов. Фредерик спасает Человека-слона под предлогом его демонстрации на одной из врачебных лекций. На протяжении фильма Фредерик и Человек-слон все больше сближаются, а доктор все сильнее пытается сделать Человека-слона счастливым, оказывая заботу и поддержку. 

Актер Джон Херт проделывает фантастическую работу, учитывая вес грима и протезов, в которых проходили съемки. Грим был настолько впечатляющим, что заставил оскаровских академиков создать номинацию для гримеров и парикмахеров — настолько велико было недовольство публики, увидевшей, что работа гримера Кристофера Такера обделена признанием. 

«Человека-слона» можно упрекнуть в излишней сентиментальности — фильм основан по большей части на мемуарах самого доктора Тривза, вдобавок некоторые особенности жизни Человека-слона были выдуманы. Например, Человек-слон не подвергался жестокому обращению со стороны директора цирка, а наоборот жил вполне комфортно до поступления в лондонскую больницу. Такая спекуляция на чувствах придает фильму неприятный вкус. Учитывая и без того мощный эмоциональный заряд фильма, она кажется излишней. Однако какой бы ни была чрезмерность, она неспособна убавить силу фильма. 

Интимный и мрачный, черно-белый лондонский реализм в операторской работе Фредди Фрэнсиса, а также душераздирающий финал под «Адажио для струнного оркестра» Сэмюэла Барбера, — в «Человеке-слоне» все элементы работают на единую цель: создание сильного фильма о красоте. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector